Персональные страницы преподавателей БТЭУ

Перейти к страницам

Целикова Лариса Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ: доцент кафедры товароведения

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, ЗВАНИЕ: кандидат экономических наук, доцент

Образование высшее, окончила Гомельский кооперативный институт (ныне УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации») по специальности «Товароведение и организация торговли промышленными товарами» в 1986 году.

Окончила педфак МКИ с присвоением квалификации – преподаватель товароведных дисциплин, аспирантуру при ГКИ по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», очно-заочные курсы РИВШ с присвоением квалификации: экономист, преподаватель экономических дисциплин.

Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-экономическая оценка конкурентоспособности потребительской кооперации», кандидат экономических наук, доцент по специальности «Технология».

Научные интересы:

Конкурентоспособность организаций, товаров и услуг, товароведение и экспертиза товаров, организация инновационных процессов и инновационные технологии в производстве потребительских товаров, специфика торгово-товароведной деятельности и экспертизы в области обувных и пушно-меховых товаров.

Профиль в Google Академия

Имеет более 250 учебных и научных работ, из них 20 учебников с грифом Министерства образования Республики Беларусь единолично и в соавторстве, том числе 1 ЭУМК, 6 монографий, 23 статьи в рецензируемых изданиях, включенных в текущий перечень ВАК, одну статью в журнале, входящем в Web of Science и Scopus. Количество опубликованных работ нарастающим итогом в системе РИНЦ – 72, число публикаций, входящих в ядро РИНЦ – 5. Это публикации в журналах «Вестник МГУ. Серия 6. Экономика» (ИФ2017 0,666); «Вестник МГУ. Серия 5. География» (ИФ2017 0,679); в журнале «Маркетинг» (ИФ2017 0,448). Индекс Хирша – 5.

Принимала участие в ряде научно-исследовательских тем кафедры товароведения: «Оценка качества и конкурентоспособности товаров отечественного и импортного производства», «Исследование качества и конкурентоспособности непродовольственных товаров, реализуемых на рынке Республики Беларусь», «Формирование оптимальной структуры ассортимента, оценка качества и уровня конкурентоспособности непродовольственных товаров», «Разработка методик проведения товароведных экспертиз непродовольственных товаров», «Исследование покупательских предпочтений для формирования конкурентоспособного ассортимента потребительских товаров в региональной торговой сети».

Постоянный победитель конкурса на лучшую научную и учебно-методическую работу профессорско-преподавательского состава БТЭУ.


Активно руководит НИРС на кафедре. Представленные на конкурс студенческие работы отмечены: в 2016 г. дипломом 1 степени в Финансовом институте при Правительстве Российской Федерации; в 2017 г. – дипломом 1 степени на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ и научных проектов аспирантов, студентов и школьников «Научный прорыв» ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»; в 2018 г. – дипломом 2 степени на открытом международном конкурсе на лучшую научную работу студентов вузов, организованном в СПбГЭУ при поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга и Международной академии наук высшей школы, и дипломом 1 степени на Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, 2021 – диплом 2 степени в номинации «Научные работы в области товароведения и конкурентоспособности товаров и услуг» международного конкурса на лучшую студенческую научную работу «Шаг в науку – 2021» в Курском институте кооперации (филиале БУКЭП). Одна студенческая работа занесена в банк данных одаренной молодежи с выдачей диплома за подписью Президента Республики Беларусь.

1  СТУПЕНЬ  ОБРАЗОВАНИЯ

  • Теоретические основы товароведения (в отрасли)
  • Производственные технологии
  • Безопасность товаров (в отрасли)
  • Товароведение хозяйственных товаров
  • Товароведение обувных и пушно-меховых товаров
  • Товароведение электробытовых товаров
  • Товароведение
  • Основы товароведения

2  СТУПЕНЬ  ОБРАЗОВАНИЯ

  • Современные методы оценки качества, конкурентоспособности товаров
  • Информационное обеспечение товаров
  • Управление закупками
  • Товароведение и экспертиза одёжно-обувных и культурно-хозяйственных товаров

Автор более 70 учебно-методических работ, из них 2 учебника и 18 учебных пособий. Индекс цитирования – 5, индекс в версиях Web of Science и Scopus – 1.

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ:

  1. Товароведение непродовольственных товаров. Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов ссузов. Переиздавался с 2000 г. как учебное пособие. Далее в 2006, 2009, 2010, 2012, 2014 как учебник.
  2. Производственные технологии. Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2002 год.
  3. Производственные технологии. Практикум. Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2002 год.
  4. Товарная политика предприятия отрасли. Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2007 год.
  5. Основы стандартизации и сертификации товарной продукции. Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2007год.
  6. Основы стандартизации и сертификации товарной продукции. (1-е издание, 2007 год, 2-е издание 2008 год). Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь.
  7. Управление качеством. Рекомендовано УМО высших учебных заведений Республики Беларусь по экономическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям 1 – 25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров», 1 – 25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1 – 26 02 03 «Маркетинг», 2008 год.
  8. Управление качеством. Практикум. Рекомендовано УМО высших учебных заведений Республики Беларусь по экономическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям 1 – 25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров», 1 – 25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1 – 26 02 03 «Маркетинг», 2009 год.
  9. Теоретические основы товароведения. Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2009 год.
  10. Производственные технологии. Практикум. Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2012 год.
  11. Стандартизация и оценка соответствия. Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2013 год.
  12. Товароведение непродовольственных товаров. Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования по специальности «Коммерческая деятельность (товароведение)».
  13. Основы технического нормирования и стандартизации. Учебное пособие с грифом РИПО, 2015 год.
  14. Основы товароведения. Учебное пособие с грифом РИПО, 2015 год.
  15. Товароведение. Одёжно-обувные товары. Рекомендовано Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Товароведение и экспертиза товаров», «Товароведение и торговое предпринимательство (по направлениям)», «Экономика и управление на предприятии», «Экономика и организация на производстве», «Коммерческая деятельность (по направлениям)», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит (по направлениям)», «Логистика (по направлениям)», «Маркетинг», «Аудит и ревизия», 2016 год.
  16. Мастер-диск (учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь) «Безопасность непродовольственных товаров» объёмом 506 Мб для I ступени получения высшего образования специальностей «Товароведение и торговое предпринимательство», «Коммерческая деятельность», 2019.
  17. Товароведение непродовольственных товаров. Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2019.
  18. Целикова, Л.В. Товароведение. Непродовольственные товары. Учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2020.
  19. Товароведение и экспертиза одежно-обувных и культурно-хозяйственных товаров: учебное пособие для II ступени с грифом Министерства образования Республики Беларусь, 2020.

Основные положения, выводы и результаты научных исследований опубликованы в более 150 научных работах, в т. ч. в 30 статьях в рецензируемых научных изданиях Республики Беларусь, Украины, России.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

  1. Исследование факторов конкурентоспособности в структуре управления и планирования стратегического развития субъекта хозяйствования /Л.В. Целикова //Управление эффективной экономикой: проблемы и перспективы развития: монография /Е.П.Мельникова, О.И.Черноус [и др.]; под общ. ред. Е.П.Мельниковой, О.И.Черноус.– Донецк: ГОУ ВПО «ДОННТУ», 2020. – С. 64 – 74.
  2. Маркетинговые подходы в оценке конкурентоспособности организаций и товаров: монография /Л.В. Целикова, В.Е. Сыцко, Д.Б. Сахарова // Маркетинговые стратегии, предпринимательство и торговля: современное состояние, направления развития. – Одесса: Одесская национальная академия пищевых технологий, 2020. – С. 82 – 97.
  3. Экспресс-методики идентификации и установления подлинности непродовольственных товаров: монография /В.Е. Сыцко [и др.]; под общ. ред. Сыцко В.Е., Целиковой Л.В. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2019. – 264 с.
  4. Инструменты стратегического управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования /Целикова Л.В. //Стратегическое управление социально-экономическим развитием: новые вызовы – новые решения: монография /Е.П.Мельникова, О.И.Черноус [и др.]; под общ. ред. Е.П.Мельниковой, О.И.Черноус.– Донецк: ГОУ ВПО «ДОННТУ», 2019. – С. 108 – 115.
  5. Инновации в структуре конкурентоспособности современного товара /Целикова Л.В., Сыцко В.Е. //Проблемы и перспективы инновационного развития экономики: монография /Е.П.Мельникова, О.И.Черноус [и др.]; под общ. ред. Е.П. Мельниковой, О.И.Черноус – Донецк: ГОУВПО «ДОННТУ», 2018. – С. 147 – 158.
  6. Методология товароведных экспертиз непродовольственных товаров: монография / [В.Е.Сыцко и др.]; под ред. В. Е. Сыцко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», – 2017 – 291 с.
  7. Актуальные социально-экономические аспекты управления: государство, регион, предприятие: монография / [Л. П. Вовк, Е. П. Мельникова, О. И. Чорноус и др.]; под ред. Е. П. Мельниковой. – СПб: Свое издательство, 2017. – 294 с.
  8. Современные направления совершенствования инновационной образовательной деятельности УВО. Статья. Журнал «Потребительская кооперация», 2016, № 1 (52). – С. 44 – 49.
  9. Современные подходы в обеспечении качества и конкурентоспособности обувных товаров. Статья. Журнал «Потребительская кооперация», 2016, № 4 (55). – С. 46 – 51.
  10. Качество услуг: маркетинговые подходы измерения и оценки, связь с конкурентоспособностью товара. Статья. Журнал «Потребительская кооперация», 2010, № 3 (20). – С. 45 – 49.
  11. Комфорт как ключевой инструмент конкурентоспособности и индикатор высокого качества обслуживания. Статья. Журнал «Потребительская кооперация», 2010, № 4 (20). – С. 41 – 44.

Рабочий телефон: (0232)50-03-56

E-mail: fak_zkom@bteu.by

Наши сайты

SMART caffe

Если у вас есть желание реализовать свои идеи, стать частью интересной и динамичной команды, найти новых друзей и партнеров для будущего дела, перенять опыт успешных бизнесменов, получить содействие в трудоустройстве, а также повысить свои знания в области предпринимательства и развить навыки управлении личной эффективностью, тогда добро пожаловать в Центр развития предпринимательских инициатив «СМАРТ-кафе»!

Белорусский торгово-экономический университет

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации является единственным кооперативным учреждением высшего образования в Беларуси, обеспечивающим подготовку квалифицированных специалистов, как для системы потребительской кооперации, так и для других отраслей национальной экономики.

Издательский центр

Подразделение осуществляет полиграфическую деятельность по выпуску печатной продукции, не запрещенной законодательством Республики Беларусь, розничную торговлю канцелярскими товарами и полиграфической продукцией, другими товарами и оптовую торговлю разрешенным перечнем товаров и продукцией собственного производства.

Электронная библиотека

Электронная библиотека Белорусского торгово-экономического университета предлагает пользователям в помощь учебному и научному процессу издания, разработанные профессорско-преподавательским составом университета, а также другие материалы.

Образовательный портал

Повышение качества обучения за счет применения инновационных подходов с использованием современных информационных технологий. Планирование, организация и контроль образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.

Дистанционное образование

Новый способ получения высшего образования в Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации с помощью Интернет-технологий. Дистанционное обучение — это доступно, комфортно, экономно и современно!